студия web дизайна Центр Информационных Технологий
Центр  информационных технологий
полиграфия Студия дизайна Центр информационных технологий Отдел разработки ПО Центр тех. обслуживания
Главная
Обратная связь
О нас
Поиск
Карта сайта
Отдел разработки ПО» Разработка математических моделей»

Многопользовательская система автоматизации надзорной деятельности Электронный Надзор



Назначение системы

Система "Электронный надзор" предназначена для автоматизации непосредственной деятельности территориального органа надзорной организации. Изначально система проектировалась для ФГУ "Управление государственного энергетического надзора по Республике Башкортостан". Однако, принципы, технологии и методы, заложенные в систему, позволяют рассматривать "Электронный надзор"  как прототип информационно-аналитической системы для территориальных органов произвольных надзорных организаций, в частности для Федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора.

Предпосылки разработки системы

В деятельности любой надзорной организации можно выделить три основные  составляющие:

1. Собственно надзорная деятельность, включающая в себя проверку соответствия требуемым нормативным документам осуществляемой поднадзорными организациями деятельности, согласование и выдача разрешений и допусков, рассмотрение жалоб и пр.

2. Доведение до поднадзорных организаций нормативно-правовой базы, повышение уровня знаний персонала поднадзорных организаций, мотивация на добросовестную деятельность.

3. Информирование населения о наличии у поднадзорных организаций разрешительных документов на право предоставлять соответствующие виды услуг и соответствии качества этих услуг заданным нормам.

Надзорная деятельность, в силу объективных причин, требует решения множества "технических" вспомогательных задач. Перечислим основные факторы, их вызывающие: большое количество поднадзорных организаций и объектов, широкий спектр инспектируемых видов деятельности, особенно, в виду недавних укрупнений надзорных органов, ограничения на сроки проведения повторных проверок, поднадзорные организации могут проходить по разным направлениям деятельности в надзорной организации и, соответственно, учитываться в разных ее отделах и службах.

Ведение надзорной деятельности "вручную" отнимает много времени от инспекторской работы. Причем, под "ручным учетом" понимается не отсутствие компьютерной техники и написания документов "от руки", а отсутствие единой системы ведения надзорной деятельности, позволяющей решать весь спектр надзорных задач, и обеспечивающей ведение единого банка данных и исключение необходимости дублирования ввода информации различными пользователями, автоматизацию процессов планирования деятельности, поиска информации, документооборота и пр.

Информационное сопровождение населения и поднадзорных организаций, осуществляемое через механизмы публикации в прессе, проведения встреч и общественных приемных, телефонных разъяснений и личных бесед  - малоэффективно и требует больших финансовых и временных затрат.

Зачастую, для получения информации, например типовых бланков или инструкций, разъяснений основных вопросов, представителям организаций приходится лично посещать надзорный орган, что неудобно как посетителям, так и инспекторам.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод об актуальности автоматизации надзорной деятельности и необходимости разработки комплексной системы, позволяющей решать основные задачи, стоящие перед надзорной организацией, а также обеспечивающей информационное сопровождение поднадзорных организаций и населения. Указанная система должна быть достаточна, функциональна, мобильна, проста в обучении и эксплуатации. Необходимо, чтобы вся надзорная деятельность велась в одной единой системе, только в этом случае она будет реально работать, обеспечивая 100% доступность и достоверность информации, вне зависимости от того, кто и когда вводил информацию, уволился ли инспектор или руководитель подразделения, и т.д. Вся единожды введенная информация пополняет единый корпоративный банк данных и становится доступной сотрудникам надзорной организации в соответствии с их правами доступа, и может использоваться повторно, корректироваться, участвовать при формировании документов, сводных отчетов, выборок  и пр.

Модель системы

Автоматизация деятельности территориального органа надзорной организации сводится к решению трех классов задач:

1. Собственно, автоматизация надзорной деятельности территориального надзорного органа:

- электронный учет и оперативный доступ (в том числе удаленный) к информации об поднадзорных организациях;

- автоматизация документооборота;

- автоматизация планирования деятельности;

- поддержка принятия решений;

2. Автоматизация представления информации в вышестоящую организацию.

3. Информационная поддержка поднадзорных организаций и населения.

Для решения указанных задач, система "Электронный надзор" функционально делится на пять подсистем:

- накопления и доступа к информации,

- планирования деятельности,

- отчетности и документооборота,

- автоматизированного транспорта информации,

- тестовых проверок знаний.

На рис. 1 представлена структура системы "Электронный надзор".


Банк данных

Для обеспечения функциональности и безопасности системы, рационально организовать два банка данных: корпоративный и публичный.

Корпоративный банк данных содержит информацию по всей надзорной деятельности и обеспечивает доступ к ней зарегистрированных сотрудников надзорной организации в соответствии с выданными правами. Банк данных базируется на MS SQL Server, функционирующем на корпоративном сервере надзорной организации, поддерживает доступ по локальной сети, а также удаленный доступ с помощью подсистемы автоматизированного транспорта информации.

Публичный банк данных содержит разрешенную к свободной публикации часть информации корпоративного банка данных и предназначен для обеспечения свободного доступа к ней произвольных пользователей. Банк базируется на MS SQL Server, функционирующем на сервере интернет-провайдера и поддерживает свободный доступ через веб-интерфейс.

Для обеспечения синхронизации содержимого банков данных подсистема автоматизированного транспорта информации осуществляет одностороннее периодическое обновление информации в публичном банке из корпоративного. Отсутствие обратной связи позволит избежать несанкционированного доступа к конфиденциальной части информации и сделает невозможным влияние внешних пользователей системы на содержимое корпоративного банка данных.

Подсистема накопления и доступа к информации

Для обеспечения функциональности, мобильности и защищенности системы, подсистема накопления и доступа к информации реализуется тремя блоками: блок накопления и полного доступа к информации, блок мобильного доступа и блок публичного доступа, предназначенных, соответственно, для сотрудников надзорной организации находящихся в офисе, инспекторского состава находящегося с проверкой на объектах, поднадзорных организаций и населения.


1. Блок накопления и полного доступа к информации

Блок предназначен для обеспечения совместного многопользовательского накопления и доступа к информации корпоративного банка данных сотрудников надзорной организации.


Наименование Блок накопления и полного доступа к информации.
Блок накопления и полного доступа к информации. Обеспечение накопления и доступа к корпоративному банку данных зарегистрированных пользователей системы.
Основные функции 1. Совместное накопление информации о поднадзорных организациях, ведение реестра поднадзорных объектов:реквизиты, месторасположение, виды деятельности, объекты, ответственные лица, проводимые проверки, документы, недостатки и нарушения, ход их устранения, наличие и срок действия лицензий, ФИО ответственных инспекторов и пр. по всем направлениям деятельности.
2. Оперативный доступ к информации: многокритериальный поиск и фильтрация информации, возможность получения любых "срезов" за произвольный период, с подсчетом суммарных показателей выбранных параметров.
3. Автоматизация учета поднадзорных организаций.
Пользователи системы Сотрудники надзорной организации: руководящее звено,  инспекторский состав.
Хранение информации Корпоративный банк данных на базе MS SQL Server.
Доступ к информации. Доступ по локальной сети, для территориально удаленных пользователей - через Интернет с помощью подсистемы автоматизированного транспорта информации.Доступ сотрудников к информации согласно выданным правам. Ограничение прав доступа осуществляется средствами MS SQL Server. Идентификация пользователей -  по имени, паролю,  ip адресу.
Преимущества 1. Отсутствие дублирования ввода информации разными пользователями при ее накоплении. Взаимное дополнение информации всеми пользователями.
2. Кардинальное сокращение времени на поиск информации и составления выборок по заданным критериям.


2. Блок мобильного доступа к информации

Блок предназначен для информационного сопровождения инспекторского состава, находящегося на поднадзорных объектах с проверкой.


Наименование Блок мобильного доступа к информации.
Назначение Информационное сопровождение и мобильный доступ к информации инспекторского состава на объектах.
Основные функции 1. Оперативный доступ к информации о поднадзорной организации.
2. Доступ к  нормативно-справочной информации.
3. Регистрация части первичной информации непосредственно на месте обследования.
Пользователи системы Сотрудники надзорной организации, находящиеся с инспекцией на проверяемом объекте.
Хранение информации Локальная база данных на карманном компьютере
Доступ к информации. Синхронизация информации корпоративного банка данных с локальными базами данных карманных компьютеров осуществляется в офисах организации.
Преимущества 1. Информационное сопровождение инспектора.
2. Частичный ввод информации на месте проверки.

3. Блок публичного доступа к информации

Блок предназначен для информационного сопровождения поднадзорных организаций и населения.

Наименование Блок публичного доступа к информации.
Назначение Обеспечение свободного доступа всех желающих к публичному банку данных.
Основные функции 1. Получение оперативного доступа к информации о поднадзорных организациях:    реквизиты, месторасположение, разрешенные виды деятельности, ответственные лица, наличие и срок действия лицензий.
2. Порядок обращения, требования, нормативная база, разъяснения вопросам надзорной деятельности, типовые формы и образцы документов, предоставляемых в надзорную организацию  для получения соответствующих разрешений.
3. Информационные рассылки новостей, изменений в законодательстве и пр.
4. Виртуальная общественная приемная.
Пользователи системы Сотрудники поднадзорных организаций, население.
Хранение информации Публичный банк данных на базе  MS SQL Server.
Доступ к информации. Доступ к информации через веб-интерфейс (интернет-сайт).
Преимущества Повышение качества информационного обеспечения поднадзорных организаций и населения.

На рис. 2 представлен механизм накопления и доступа к информации системы "Электронный надзор", реализуемый при взаимодействии подсистемы накопления и доступа к информации и подсистемы автоматизированного транспорта информации.

Подсистема планирования деятельности

Подсистема планирования деятельности состоит из трех базовых блоков: блок планирования инспекторских проверок, блок постановки задач и контроля за ходом их исполнения и блок планирования автотранспорта.

1. Блок планирования инспекторских проверок

Блок, по сути, является системой поддержки принятия решений, и предназначен  для автоматизации планирования надзорной деятельности организации. Блок позволяет автоматизировать процесс составления подробного плана проверок и обеспечить его безбумажное согласование со всеми подразделениями надзорной организации. Первоначально блок автоматически создает макет детального плана проверок в соответствии с заданными формальными критериями подбора: ограничения на сроки проведения повторных проверок, направления проверок (тепло, электричество, нефть, газ),  приоритетность организаций, обязательные обследования и т.д., при этом учитываются различные сроки проведения проверок, наличие ресурсов инспекторского состава и автотранспорта и пр. На следующих этапах происходит корректировка плана по направлениям в каждой из инспекций, согласование общего плана между инспекциями, утверждение плана начальником организации или возвращение его на доработку.

2. Блок постановки задач и контроля за ходом их исполнения

Блок предназначен для автоматизации планирования и мониторинга деятельности удаленных групп пользователей произвольной организационной структуры. Блок позволит значительно повысить эффективность и прозрачность процесса управления территориально распределенными предприятиями.

Принцип работы заключается в следующем. Руководитель любого уровня создаёт новую задачу, назначает срок её решения и ответственного за исполнение. Задача, после предварительной обработки, посылается на почтовый сервер, на адрес исполнителя. Исполнитель принимает и выполняет задание, после чего отчитывается о проделанной работе, указав в отчёте суть и процент выполненного. Руководитель, получив отчет о выполнении поставленной подчиненному задаче должен подтвердить реальное выполнение этой задачи, после чего она считается выполненной и перемещается в архив.

Предусмотрена возможность отмены поставленных задач, установки периодичности формирования задач, визуального и звукового оповещения о наступлении срока отчета по поставленной задаче.
Предложена методика взаимодействия пользователей по схеме "постановщик задачи - исполнитель" с промежуточной коррекцией и подтверждением этапов решения задач, мониторингом хода их выполнения для произвольных организационных структур с возможностью отложенного доведения информации и синхронизацией перечня задач постановщика и исполнителей.

Блок позволяет:

1. Осуществлять фильтрацию задач по категориям (текущие, выполненные, задачи с подтвержденным выполнением, отмененные), что позволяет избежать "утери" поставленных задач и обеспечивает наглядный обзор деятельности.

2. Единожды установив признак и параметры периодичности задачи, генерировать их автоматически, без участия человека.

Применение в системе почтовых сообщений для доведения информации позволяет решить три важные проблемы:

- устранить необходимость непосредственной связи начальника с подчиненным;

- обеспечить автоматическую синхронизацию перечня задач в "журналах" руководителя и подчиненного;

- обеспечить взаимодействие территориально удаленных пользователей.

Система не привязана к какой-либо организационной структуре предприятия, пользователи сами решают, кому ставить задачи и чьи задачи исполнять.

3. Блок планирования автотранспорта

Блок предназначен для организации рационального использования и автоматизации учета автотранспорта организации. За счет тесного взаимодействия с блоком планирования инспекторских проверок, данный блок позволяет автоматизировать планирование и вести мониторинг автотранспортного парка. Помимо этого блок планирования автотранспорта выполняет следующие сервисные функции:

- организация безбумажного процесса формирования и согласования заявок на автотранспорт;

- учет и формирование статистических сводок расхода ГСМ, пробега, ремонтов и запасных частей;

- формирования путевых листов;

- ведение "паспорта" автомобиля с привязкой к водителям и подразделениям, за которым он закреплен.

Подсистема отчетности и документооборота

Подсистема отчетности и документооборота предназначена для автоматизации документооборота надзорной организации. Базируется на корпоративном банке данных и позволяет генерировать всю номенклатуру надзорной документации. Предусмотрены механизмы блокировки от изменений электронного документа после подписания бумажной копии документа.

Подсистема тестовых проверок знаний

Подсистема тестовых проверок знаний предназначена для самоподготовки специалистов к прохождению экзаменов в надзорной организации. Подсистема базируется на веб-интерфейсе, обеспечит возможность подключения баз данных тестовых вопросов по различным темам, и будет доступна на сайте надзорной организации.

Подсистема транспорта информации

Сервисная подсистема, основными функциями которой является автоматизация процесса планового обновления разнородной информации по заданным правилам.

1.    Блок обновления публичного банка данных

Блок предназначен для одностороннего периодического обновления информации в публичном банке данных подсистемы накопления и доступа к информации. Разрешенная к свободной публикации информация по заданному расписанию из корпоративного банка данных переписывается в публичный банк данных.

 2.    Блок синхронизации мобильных баз данных

Блок используется для синхронизации информации в корпоративном банке данных с локальными базами данных карманных компьютеров инспекторского состава. В базу данных карманного компьютера записывается информация, выбранная инспектором из корпоративного банка данных (информация по обследуемым организациям, нормативно-справочная документация). Информация, принесенная инспектором с обследования, обновляет корпоративный банк данных.

3.    Блок синхронизации с территориально удаленными отделениями 

Блок предназначен для синхронизации информации корпоративного банка данных с банками данных территориально удаленных подразделений надзорной организации, а так же обеспечивает доставку информации в вышестоящие организации. Блок обеспечит возможность on-line доступа к корпоративному банку данных, периодической синхронизации банков данных по интернет-каналам связи, а также синхронизацию при помощи переносных носителей информации (CD-ROM, flash -диск, HDD).


Заказать сайт








Тел./факс: (347) 292 63 07 | E-mail: itcentre@itcentre.ru© 2005-2013, Разработка сайта — студия «3 Грани Дизайна»

Наш адрес:
450078, Республика Башкортостан,
г. Уфа, ул. Владивостокская, д. 2/1, оф. 208А


статистика